среда, 7 января 2015 г.

Инклюзивное образование

             Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и детсадовских групп стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками.
Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.
Интеграция, инклюзия, интегрированное обучение, инклюзивное обучение, традиционная система обучения в массовой школе, специальное образование. Все эти понятия, на данном этапе, имеют место в образовательном пространстве нашей страны.
Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?
Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания преимуществ и рисков каждой из них.


Обычное образование                                                       Специальное образование                 
«Нормальный ребенок»                                                                  «Особый ребенок»
Круглые колышки для                                                            Квадратные колышки для                
круглых    отверстий                                                               квадратных     отверстий                                                                                                                                                                                                                                          
Обычные педагоги                                                                  Специальные педагоги
Обычные школы                                                                     Специальные школы








 
     Адаптация ребёнка                                                      Система остаётся неизменной
Ребёнок либо адаптируется к требованиям системы, либо становится для неё неприемлемым (превращение квадратных колышков в круглые)



Инклюзивное образование
-        Все дети разные
-        Все дети могут учиться
-        Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.
-        Система адаптируется к потребностям ребёнка.

Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:
   каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми; 
   физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка; 
весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителями.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: 
-        Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-        Каждый человек способен чувствовать и думать;
-        Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
-        Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-        Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-        Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-        Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзия - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).
Неверные представления об инклюзии:
-        Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно;
-        Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать;
-        Фокусирование не на целях, а на действиях;
-        Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка;
-        Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
-        он достаточно гибок,
-        ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
-        он уважает индивидуальные различия
-        он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
Результаты инклюзии:
-        У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
-        Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;
-        Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;
-        Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;
-        Появляются возможности для обобщения и передачи навыков;
-        Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;
-        Существуют процедуры оценки эффективности.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним (Л.Н.Толстой).

Список использованных источников:

1.    Электронный ресурс, режим доступа: http://www.ccf-belarus.org/rus/about/news/529cb7c1d0748/ - Дата доступа: 28.10.2014
2.    Электронный ресурс, режим доступа: http://5psy.ru/prezentacii/inklyuzivnoe-obrazovanie-prezentaciya.html- Дата доступа: 28.10.2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий